ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ тоды и организация работы по ОЗДиП определяются общей системой здравоохранения и просвещения в СССР. История ОЗДиП. В дореволюционный период первые слабые зачатки государств. мероприятий появляются в непосредственной связи с ростом рабоч. движения в 1905 г., в виде созданной в этом году при министерстве народного просвещения т. н. «Вра-чебно-санитарной части учебных заведений». До этого средняя школа, продолжавшая верно хранить «традиции» печальной памяти Д. Толстого, создававшего в системе сугубого классицизма «противоядие» нараставшему революционному движению эпохи Александра II, не имела даже тех более чем скромных мер, какие наметились после 1905 г. Однако системы оздоровления детского и юношеского возраста не существовало, и в дальнейшем имелись лишь отдельные разрозненные мероприятия, классовый характер к-рых лучше всего виден на том примере, что объектом школьной санитарии была лишь средняя школа. В основном эта работа сводилась к самому элементарному сан. надзору (участие в строительстве школ и в оборудовании). Кое-где делались попытки чтения курса гигиены и то не в обязательном порядке. Школьно-санитарные врачи, специально работавшие и посвятившие себя этой деятельности, насчитывались единицами и то лишь в средней школе. Массовая школа как на селе, так и в городе (сельские, начальные и городские школы) не обслуживалась совершенно. Подавляющее большинство врачей, обслуживавших школу, вело эту работу в качестве дополнительной к основной леч. специальности. ОЗДиП в СССР является детищем Октябрьской революции. В начальный период своего возникновения, вскоре после перехода государственной власти к органам диктатуры пролетариата—Советам, существующий в наст. время отдел ОЗДиП НКЗдр. был организован как школьно-гигиенический отдел при Наркомпросе. Начало организации отдела относится к ноябрю 1917 г., т. е. школьно-гигиенический отдел был сконструирован в системе Наркомпроса с момента организации последнего. Организация этой работы была поручена В. М. Бонч-Бруевич с небольшой группой работников, проявившей много инициативы и энергии в организации ОЗДиП. Работа школьно-гигиенического отдела Наркомпроса по сравнению с аналогичной работой до Октябрьской революции развернулась на совершенно новых началах. В основу построения этой работы кладется принцип привлечения широких слоев пролетариата как к организации этого дела, так и к непосредственной практической работе. При школьыо-гиг. отделе организуется школьно-санитарный с о в е т. В состав последнего входят представители пролетарских организаций, родители и представители научных учреждений. В задачу совета входило руководство деятельностью местных школьно-санитарных советов, а также. организация учреждений, призванных к осуществлению всей суммы научных и практических мероприятий в области ОЗДиП. В 1918 г. (18 октября) школьно-санитарный совет Наркомпроса переходит в НКЗдр., где существует в качестве самостоятельного отдела, в дальнейшем переименованного в отдел охраны здоровья детей и подростков, что слу- жит выражением коренного изменения всего содержания работы и ее расширения от вопросов школьной санитарии в сторону оздоровления всего детского коллектива и детской среды.—Первоначальная работа школьно-санитарного отдела НКЗдр. развернулась в сторону углубления работы школьно-санитарно- • го врача в разрезе большего охвата всей суммы. факторов, воздействующих на ребенка, и в первую очередь факторов, обусловленных соц. средой и влияниями педагогического процесса. Работа интегрального школьно-санитарного врача, исходившая в основном из данных недиференцированного обследования ребенка, в значительной мере вне учета всей сложности и структуры поведения его, все больше и больше диференцируется по мере роста специальных учреждений поликлинического и клинич. типа. Основными типами этих учреждений становятся детская профилактическая амбулатория (ДПА), школа-нервный санаторий. В задачу школьных врачей, располагающих материалами ДПА, вошло установление на основе данных обследования состояния здоровья, физ. развития и поведения детей с учетом всех факторов соц. среды и необходимого комплекса оздоровительных, педагогических и воспитательных воздействий. В условиях новых требований, предъявляемых в свою очередь реорганизующейся школой, изменялись и функции школьного врача. Последний постепенно превращался во врача ОЗДиП, опирающегося в своей работе на данные враче бпо-педологического исследования детей и подростков. Историческая преемственность работы по ОЗДиП и школьно-санитарного надзора служит часто основанием к их отождествлению. Между тем они принципиально и по существу отличаются друг от друга. Работа по ОЗДиП строится на педологической базе и протекает в тесной органической связи с педагогическим процессом. Исходным моментом построения всей работы по ОЗДиП служат не нормативные гиг. требования, а учет динамики роста ^и развития ребенка в его активном взаимодействии с окружающей его реальной средой. Содержанием работы по ОЗДиП является система организованных социально-профилак-тич. мероприятий (социально-гигиенических и социально-педагогических) по оздоровлению ребенка и подростка .и детского коллектива на основе анализа их* поведения в условиях быта и труда. Тем самым работа по ОЗДиП, являясь по существу не только сан .-гиг., но и врачебно-педологической работой, отличается также от гигиены воспитания. Последняя имеет своей основной задачей «участие в организации внешней среды ребенка как воспиту-ющего фактора, обеспечение его гигиенической полноценности». Работа ОЗДиП имеет своей задачей помимо этого также рациональную организацию режима и нагрузки детей и всего педагогического процесса в целом путем активного в нем участия, в целях воспитания здоровой и полноценной в соц.-классовом отношении смены.Гиг.оформление внешней среды рассматривается в работе по ОЗДиП как существенная составная часть всего педагогического лроцесса в целом, а не как самостоятельная изолированная от школы задача. Содержание врачебно-педологической работы-работы по ОЗДиП—определяется в значительной степени характером построения педагоги- ческого процесса и особенностями различных типов учреждений соц. воспитания и проф.-технического образования. В наст, время в связи с введением всеобщего обучения и политехнизации массовой школы работа по 03 ДиП будет определяться в значительной мере этими факторами. Политехнизация массовой школы, изменяя по существу весь характер педагогической работы в школе, связывая последнюю с производством и делая труд основным стержнем всей воспитательно-образовательной работы, естественно должна изменить как методы, так и содержание работы по 03ДиП. Труд детей в школе и на производстве должен стать не только методом познания, но также методом воспитания и оздоровления. Согласно постановлению ЦК ВКП(б) от 5/IX 1931 г. о начальной и средней школе— «соединение обучения с производительным трудом необходимо проводить на такой основе, чтобы весь общественно-производительный труд учащихся был подчинен учебным и воспитательным целям школы»; тем более повышаются роль и значение врача ОЗДиП в деле рационализации этого труда, организации правильного режима и нагрузки детей и оздоровления массовых детских учреждений. Благодаря вышеуказанному постановлению ЦК ВКП(б) вопросы оздоровления массовой школы, режима и нагрузки школьника стали в центре внимания не только врачей ОЗД и педагогов, но и всей советской общественности. Прямым и конкретным выполнением постановления ЦК ВКП(б) являются «Временное положение о школьно-санитарной инспекции», изданное НКЗдр. 15/XII1931 г., постановление СНК РСФСР от 15/11 1932 г. «О внутреннем распорядке школы» и издание НКЗдр. и НКП РСФСР «типового распорядка" школьных занятий и нормы нагрузки школьников всеми видами учебно-производственной и общественной работы». Положение о школьно-сан. инспекции возлагает на врачей 03ДиП обязанности школьно-санитарных инспекторов как государственных инспекторов, имеющих право гос. контроля и наблюдения за сан. состоянием детучреждений, привлечения лиц, виновных в неисполнении сан.'требований, к ответственности в судебном порядке и наложения тех или иных взысканий. Положение о школьно-санитарной инспекции определяет конкретное, содержание сан.-гиг. работы врача ОЗДиП в массовых детучрежде-ниях.—Постановления СНК, НКП и НКЗдр. РСФСР от 15/П 1932 г. дают точные нормативные показатели для отдельных видов деятельности школьника как в школе, так и вне ее, а также регламентируют его общественную работу и обеспечивают школьнику нормальный и здоровый отдых. Постановления СНК РСФСР, НКЗдр. и НКП были горячо поддержаны ЦК ВЛКСМ, к-рый специальным постановлением от 17/II 1932 г. предложил всем местным организациям комсомола принять на себя непосредственный контроль, наблюдение и ответственность за правильную и своевременную реализацию указанных постановлений. Тем самым работа врача ОЗДиП в политехнической школе получила мощную поддержку со стороны всей советской общественности и в первую очередь со стороны комсомола. Указанные постановления представляют собой переломный этап в работе врача ОЗДиП, требуя от него непосредственного активного участия в работе массовой школы как в отношении ее оздоровления простейшими доступными и широкими мероприятиями (сан. минимум), так и рационализации режима и нагрузки детей. Тем самым дается решительный отпор как левацким уклонам «ура-педологов», растворявших сан.-гиг. работу в педологии, так и «чистым гигиенистам», ничего не замечавшим в массовой школе кроме сан.-гиг. дефектов, проходившим мимо вопросов политехнизма, режима и нагрузки и пр.—Одновременно с конкретным планом действий, намечаемых постановлением ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе и постановлением СНК, НКП, НКЗдр. РСФСР от 15/11 1932 г., ЦК ВЛКСМ вынес постановление от 4/ХП 1931 г. об обслуживании рабочих подростков. Это постановление намечает целый ряд конкретных мероприятий, к-рые должны стать планом действий для врача ОЗДиП по обслуживанию рабочего подростка в отношении как охраны и оздоровления труда рабочего подростка, так и проведения массовых оздоровительных мероприятий по улучшению его быта. Все перечисленные постановления определяют решительный поворот работы по ОЗДиП в сторону максимального приближения этой работы к непосредственным нуждам детских учреждений и активного участия в соц. строительстве на основе выполнения шести исторических условий тов. Сталина. Т. о. работа по ОЗДиП состоит из следующих основных разделов: 1) санитарно-про-филактический, 2) культурно-гигиенический (санитарно-просветительный), 3) физ. воспитание и массовые оздоровительные мероприятия, 4) педологическое обоснование педагогического процесса и 5) организационно-общественнный. С ан и т арн о - п р о ф и л а к-тический раздел работы по ОЗДиП состоит: 1)в систематическом сан.надзоре за содержанием помещений детучреждения и их оборудования, прилегающего участка и подсобных помещений и в практическом проведении необходимых сан.-гиг. мероприятий; 2) в массовом профилактическом обследовании детей и подростков в целях изоляции б-ных различными заразными б-нями (трахома, чесотка, стригущий лишай и пр.); 3) в поголовном гиг. осмотре детей для выделения наиболее гигиенически запущенных детей—грязных, вшивых, плохо вымытых и пр.—в целях проведения гиг. мероприятий; 4) в проведении массовых профилактических мероприятий по борьбе с заразными б-нями (прививка против оспы, дифтерии, скарлатины и пр., а также дезинфекция и дезинсекция); 5) в установлении сроков изоляции и карантина, ,а также во временном закрытии детучреждения в связи с различными инфекционными заболеваниями; 6) в организации и систематическом наблюдении за правильной постановкой питания детей в детучреждениях. Особо актуальное значение в связи со всеобщим обучением имеют горячие завтраки в массовой школе. В учреждениях интернатного типа (детдомах), общежитиях-коммунах рабочей молодежи и детсадах вопросы питания как в количественном отношении, так и в качественном подлежат сугубому наблюдению со стороны врачей. Культурно-гигиенический раздел работы по ОЗДиП включает 1) си- стематические беседы с детьми по вопросам личной и соц. гигиены и организацию специальных гиг. кружков среди детей; 2) организацию активности детей для участия в наблюдении и практическом проведении всех сан.-гиг. мероприятий в детучреждении и вне его, а также среди отдельных детей, в детском коллективе и быту; наиболее распространенной ■формой организации детской активности является детская сан. комиссия; последняя •обычно создается при школе в целом с представительством от каждой группы; помимо этого детские сан. комиссии могут быть созданы ив отдельных группах; 3) систематическую сан.-просвет. работу среди родителей путем •бесед, лекций и консультаций (индивидуальных и коллективных) по вопросам, гигиены воспитания и педологии, а также организацию специальных кружков из родителей по вопросам воспитания и оздоровления ребенка; 4) систематическую педолого-просвети-■ тельную работу среди педагогов путем организации специальных педологических кружков, докладов, лекций, бесед и постоянной педологической консультации; 5) систематические беседы с техническими служащими .детучреждения по вопросам санитарии и гигиены, уборки помещения и /основным вопросам возрастных особенностей детей; 6) преподавание гигиены—общей и профессиональной—в детучреждениях. Наблюдение за правильным физ. воспитанием детей и подростков и организация массовых оздоровительных мероприятий являются одной из существенных задач работы по ОЗДиП. Основой правильного физ. воспитания детей и подростков является режим труда и отдыха, организованный применительно к особенностям данного детучреждения и данного детского коллектива. В связи •с политехнизацией массовой школы и привлечением детей и подростков к активному участию в соц. строительстве и в производственном труде содержание работы по ОЗДиП в отношении физ. воспитания детей и подростков 'Составляется из 1) дозировки труда в отношении нагрузки и продолжительности во времени в связи с индивидуальными психо-физи-'ческими особенностями детей и подростков; 2) установления правильного распределения и чередования труда и отдыха в течение рабочего дня, декады', месяца и пр.; 3) коррекции вредных трудовых факторов и влияний путем как специальных физ. упражнений, так и общих мероприятий по физ. воспитанию; ^систематического врачебного контроля за физ. развитием детей и состоянием их здоровья путем периодических, не реже одного раза в год, мед. обследований и антропометрических измерений; 5) систематического врачебного контроля за правильной организацией и проведением физ. упражнений среди детей и подростков как на специальных уроках по физ. упражнениям, так и в клубные часы и внешкольное время; данный врачебный контроль либо ограничивается лишь учетом наиболее доступных реакций организма на те или иные , -физ. упражнения (частота пульса, дыхания, субъективные жалобы и ощущения) либо проводится на основе экспериментальных физиол. исследований (биохимические, фнкц. исследование деятельности сердечно-сосудистой системы, энергетический баланс, психологические данные и пр.); 6) организации и систематиче- ского наблюдения за постановкой физ. воспитания в массовых оздоровительных учреждениях для детей и подростков. К числу массовых оздоровительных учреждений относятся в первую очередь детские площадки. Следующим учреждением массового оздоровит, характера является летняя колония. Подобно летним колониям для детей организуются лагери для пионеров (см. Лагерь, пионерские лагери).—Наряду с организацией массовых оздоровительных учреждений органической составной частью работы по ОЗДиП является проведение массовых оздоровительных мероприятий внутри детучреждения. Весьма важно также наблюдение за регулярным пребыванием детей на свежем воздухе. В этом отношении особое значение имеет выход детей во время перемен между уроками на пришкольный двор либо площадку. В дошкольных учреждениях прогулки детей составляют обязательную часть режима дня. Прогулки имеют не только оздоровительное значение, но и педагогическое. В школьных учреждениях прогулки детей обычно проводятся в форме экскурсий на лоно природы (лес, поле, чзад и пр.), в город для ознакомления с отдельными достопримечательностями и на производство. В весенне-летнее время в школах проводятся также прогулки чисто оздоровительного характера, особенно для детей младшего возраста. Следующий существенный раздел работы по ОЗДиП—в рачебно-педологическое обоснование педагогического процесс а—базируется на двух основных моментах: врачебно-педагогическое обследование детей и подростков и врачебно-педоло-гический анализ педагогического процесса. Педологическое обследование есть динамическое обследование личности ребенка и его поведения в активном взаимодействии с окружающей средой. Педологическое обследование, проводимое врачами ОЗДиП, принципиально отлично от тех обследований, к-рые проводились школьно-санитарными врачами в дореволюционное время. Последние касались гл. обр. состояния здоровья и физ. развития детей без учета их конкретного поведения в условиях определенной среды и вне учета конкретных требований педагогического процесса. Обследовалось гл. обр. состояние «тела» ребенка, а не целостная психо-физическая личность. Обследование в своих практических выводах не было связано с педологической и врачебной практикой по оздоровлению школы и носило преимущественно характер чисто биологический. Между тем врачебно-педоло-гическое обследование наряду с биол. особенностями ребенка касается также и его псих. качеств, соц.-быт. особенностей и черт поведения в их динамическом развитии и постоянном взаимодействии. Целостное педологическое обследование и изучение ребенка не исключает однако одновременного специального обследования и изучения отдельных сторон развития ребенка. Так, врачами ОЗДиП и ДПА проводилась и проводится большая практическая и исследовательская работа по изучению физ. развития ребенка и особенностей этого развития в зависимости от климатических, национально-расовых, бытовых, производственных и пр. условий. Данные о физ. развитии, к-рые прежде часто рассматрйва- лись изолированно от остальных данных социально-биологического развития ребенка, в наст, время рассматриваются лишь как органическая составная часть всех данных о развитии ребенка и интерпретируются относительно и в зависимости от тех или иных конкретных требований (труд, физкультура и пр.). Поэтому и обследование физ. развития протекает не столько в специальных антропометрических кабинетах, сколько.в кабинетах врач. контроля за физкультурой либо во врачебно-педологических кабинетах. Педологическое обследование проводится комплексно и состоит из следующих основных моментов: 1) обследование социально-бытовых, культурных и производственных условий среды ребенка и подростка; 2)обследование физ.развития и состояния здоровья детей и подростков; 3) обследование псих, развития (интелект и одаренность, круг представлений, мышление и пр.); 4) педологическая характеристика поведения и успешности. Все данные обследования кладутся в основу т. н. коллективного диагноза. Коллективный диагноз естьврачебно-пе-дологический анализ и синтез всех данных обследования в целостном их понимании применительно к реальному поведению ребенка и подростка. В коллективном диагнозе участвуют врач детской проф. амбулатории, принимавший участие в обследовании ребенка, врач ОЗДиП, обслуживающий данное детучрежде-ние, и педагог той группы, где учится ребенок или подросток. На основе коллективного диагноза намечаются как врачебно-профилак-тические мероприятия, так и меры педагогического воздействия в отношении отдельных детей и детского коллектива в целом. Меры педагогического воздействия представляют собой сумму преднамеренно-организованных педагогических мероприятий, имеющих своей целью исправление тех или иных недостатков поведения ребенка и детского коллектива. Основным принципом организации тех или иных мер педагогического воздействия в советской школе является перевоспитание ребенка и подростка через организованное влияние детского коллектива в интересах соц. строительства. Никакие меры физ. воздействия и наказания ни в какой форме в советском детучреждении не допускаются и строго преследуются законом. Следует отметить, что в целом ряде буржуазных стран Зап. Европы (Германия, Франция и др.) и Америки телесные наказания детей являются до наст, времени одной из принципиально оправдываемых мер педагогического воздействия. На основе педологического обследования врачом ОЗДиП совместно с педагогом проводится комплектование школьных групп и группировка отдельных детей и подростков в детучреждениях. При комплектовании школьных групп обращается особое внимание на организацию относительно однородных групп в отношении как их учебной и производственной успешности и работоспособности, так и общественной активности. Отдельные дети и подростки, не могущие работать в условиях обычной нормальной школьной группы, как-то: умственно отсталые, психически аномальные, переростки, выделяются в специальные детучреждения для указанных детей.. Такими учреждениями являются вспомогательные щволи» психо-неврологические школы-сана- тории, лесные школы и школы для переростков . Вспомогательные школы находятся в системе органов народного образования и предназначаются для детей умственно отсталых в легкой форме. Вспомогательные школы отличаются от обычных школ методом своей работы и объемом учебно-программного материала. Вся учебно-воспитательная работа во вспомогательных школах строится по активно трудовому методу применительно к примитивно-конкретному мышлению-умственно отсталого ребенка. Объем учебно-программного материала вспомогательной школы равен примерно курсу 1-й ступени и рассчитан на 5 лет обучения.—Дети с глубокой умственной отсталостью (глубоко слабоумные, идиоты, глубоко дементные эпилептики и пр.) помещаются в специальные психоневрологические школы-санатории. Последние представляют собой учреждения интернатного типа, служащие для призрения хронически больных детей. Эти учреждения организуются обычно при краевых или областных психиатрических б-цах. Для детей с нервно-психическими аномалиями без умственной отсталости (психопатов и невропатов) существуют специальные психо-неврологические школы-санатории и психо-неврологические-клиники. Эти школы представляют собой тип лечебно-педагогических учреждений, где наряду со специально психиатрическими мероприятиями проводятся и лечебно-педагогические. Особенное значение данные учреждения имеют для детей с легкими психопатическими и невропатическ. состояниями, выявленными и заостренными неблагоприятными условиями развития личности. Психо-неврологические школы-санатории имеют своей целью* псих, оздоровление детей психопатов и невропатов, исправление недочетов их поведения, доведения их до такого состояния, к-рое позволило бы им обучаться и воспитываться э обычных детучреждениях. Применительно к этим задачам психо-неврологич. школы-санатории имеют свой особый режим санаторного-типа, своеобразное построение учебно-воспитательной работы, рассчитанное на интернатное пребывание детей. В наст, время подобные школы имеются почти во всех крупных промышленных городах СССР с общим количеством коек до 2 500. Все психо-неврологические школы-санатории находятся в системе учреждений ОЗДиП НКЗдр. — Дети-переростки,. превышающие максимальный возраст, установленный для школьной группы, соответственно их знаниям и подготовке выделяются в отдельные группы или специальные школы для переростков. Дети становятся обычно переростками в силу целого ряда неблагоприятных бытовых условий, не дающих им возможности своевременно-поступить в школу. Переростки выделяются в специальные группы или школы гл. обр. потому, что для них требуются особые методы обучения, к-рые не могут быть осуществлены в-условиях нормальных групп. Кроме того оставление переростков в обычных группах затрудняет работу последних. Школы для переростков находятся в ведении органов народного образования. Введение всеобщего начального обучения должно полностью ликвидировать наличие переростков. Данные педологического обследования дают возможность врачу ОЗДиП и педагогу орга- 46© низовать работу по профконсульта-ц и и в школе. До последнего времени вся профконсультационная работа проводилась исключительно в виде т. н. профотбора в специальных кабинетах и лабораториях по профотбору. Эта работа имела характер одномоментного обследования подростка, окончившего школу, с целью отбора его в то или иное производство или школу ФЗУ. В наст, время в связи с ликвидацией безработицы и всеобщим обучением вместо одномоментного профотбора вводится постепенно профконсультационная работа в массовой школе. В связи с политехнизацией массовой школы профконсультационная работа в школе приобретает очень большое значение. Проф. консультация в массовой школе имеет своей задачей на основе длительного и систематического наблюдения и изучения ребенка и соответствующего активного воспитательного на него воздействия подготовить наиболее полноценные кадры для социалистического строительства. Профконсультационная работа в массовой школе проводится на основе данных педологического обследования школьника (см. выше), а также и дополнительных данных обследования его поведения, и таким образом в целом состоит из 1) изучения соц.-бытовой, производственной и культурной среды ребенка; 2) изучения педагогического процесса как в части учебной, так и производственно-трудовой; 3) изучения психо-физических особенностей детей и подростков в их динамическом развитии; 4) изучения направленности и интересов детей и подростков и их способностей и склонностей; 5) диференцированного учета успешности детей и педагогической характеристики их поведения; 6) комплектования и группировки школьных групп на педагогических основах (диференцировавные группы и школы); 7) систематической работы по профосведомле-нию детей и подростков в отношении основных производственных профессий путем внедрения этого материала в общийучебно-программ-ный материал; 8) профконсультационного заключения в отношении всех подростков, поступающих из массовой школы в профтех-нические школы, на основе анализа и синтеза всех материалов длительного и систематического изучения и наблюдения. Работа по проф. консультации в школе есть органическая составная часть педологической работы врача-педолога в массовой школе и тесно связана с его работой по педологическому анализу педагогического процесса. Последний в основном имеет своей целью дать оценку методам и содержанию педагогической работы с точки зрения соответствия их психо-физи-ческим особенностям детей. Вопросыпедологи-ческого обоснования педагогического процесса и его рационализации являются исключительно важными, т. к. разрешение их наилучшим образом обеспечивает всю работу по активному оздоровлению детства и повышает его учебную и производственную успешность. Организационно -о бщественн а я сторона работы 03 ДиП. Вся многогранная работа цо ОЗДиП может быть правильно осуществлена лишь в том случае, если она строится на широкой общественной базе. Вовлечение в активную работу по ОЗДиП партийной и советской общественности, в особенности пионеров и комсомола, является обязательной предпосылкой проведения широких профилактических мероприятий в области ОЗДиП. Наиболее распространенной формой участия общественности в деле ОЗДиП является создание КОТиБ'ов (Комиссия оздоровления труда и быта) при ДПА или ОЗДиП. Из общественных организаций особое содействие делу ОЗДиП как в материальном отношении, так и в отношении активной и непосредственной помощи в работе оказывают Дет-комиссия при ЦИК'ах союзн. республик по-борьбе с беспризорностью и безнадзорностью, Общество «Друг детей» (ОДД) и республиканское Об-во Красного Креста и Красного* Полумесяца. РОКК имеет специальную организацию по проведению оздоровительных мероприятий среди детей, в первую очередь пионеров, называемую «служба здоровья юных пионеров» (ЮП). Последняя всю свою* работу проводит в тесной связи с организацией ОЗДиП, оказывая ей непосредственную практическую помощь, гл. обр. в развертывании массовых и специальных оздоровительных мероприятий и учреждений для ЮП. В 1931 г. бюджет РОКК'а по «службе здоровья ЮП» (организация здравниц и санаторных лагерей, летних площадок и пр.) выразился в 2,5 млн. рублей. Служба здоровья РОКК'а организует также периодические экспедиции по обслуживанию детского населения национальных меньшинств в отдаленных районах СССР.—Наряду с организацией взрослой общественности вокруг дела ОЗДиП не менее актуальной задачей является также вовлечение в эту работу пионеров и комсомола. Пионеры и комсомол, представляя собой наиболее-активную и сознательную часть детства и юношества, являются наилучшими проводниками задач ОЗДиП в толщу детского и взрослого-населения. Многие представители комсомола являются в наст, время руководителями дела ОЗДиП,многие активно работают в различных комиссиях и советах содействия ОЗДиП. Пионер-форпосты и отряды в школах играют большую роль в деле повышения гиг. уровня школьного помещения и привития гиг. навыков детям, Значительное количество высокоактивной многомиллионной массы детей и подростков из комсомольцев и пионеров, несущих наряду с учебной работой большую общественную нагрузку, естественно требует к себе особого внимания со стороны ОЗДиП. На последних помимо систематического обслуживания всего организованного детства и подросткового населения лежит также обязанность ведения оздоровительной работы среди пионеров и комсомола. Основная цель этой работы заключается в рационализации режима и труда и отдыха (в школе, пионеротряде, клубе и пр.) и активном его оздоровлении. Все вышеизложенные разделы работы по* ОЗДиП несколько диференцируются в своем содержании и в методах в зависимости от типа, обслуживаемого детучреждения—детсад, детдом, школа—фабрично-заводская семилетка (ФЗС), школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), школа ученичества массовых профессий (ШУМП) и пр. Так, в школе ФЗУ,. где подростки непосредственно связаны с работой на производстве, одной из актуальных задач работы по ОЗДиП является участие в правильном распределении подростков по-отдельным детальным профессиям и цехам „ оздоровление условий труда, борьба с травма- тизмом и проф. вредностями, профконсульта-ция и профессиональный отбор (см.) и пр. Всю эту работу осуществляют врачебно-педоло-гические кабинеты при школах ФЗУ, к-рые являются филиалом единого диспансера. Врач ОЗДиП, работающий в школах ФЗУ, входит в состав пункта здравоохранения на предприятии. В дошкольных учреждениях (детсады, площадки и пр.) основное внимание должно быть обращено на правильную организацию физ. воспитания, режим дня, массовые оздоровительные мероприятия и пр. В связи с этим практическая работа по ОЗДиП обычно диференцируется между отдельными работниками применительно к различным типам дет-учреждений (дошкольная работа, школьная и работа с подростками). Содержание работы по ОЗДиП определяет и характер ее структуры, к-рая в наст. время представляется в следующем виде. Вся практическая работа по ОЗДиП осуществляется спец. врачами ОЗДиП. Среди последних имеется большой контингент врачей, прошедших специальные врачебно-педологические курсы. В наст, время при реорганизации мед. образования организованы специальные •факультеты по охране материнства и детства, к-рые готовят специалистов-врачей по ОЗДиП (педиатров и педологов). Вся работа врачей ОЗДиП в районе объединяется вокруг районной ДПА (или постепенно заменяющего •ее детского отделения диспансерного объединения данного района). Последняя является руководящим методическим центром работы по ОЗДиП в районе. ДПА (или детское отделение диспансерного объединения) содержит целый ряд кабинетов по различным специальностям: педиатрический (терапевтический), психо-неврологический, глазной, кожный, по •б-ням уха, горла и носа, зубоврачебный и пр., а также имеет отдельные кабинеты—врач. контроля за физ. развитием (антропометрический) , врачебно-педологический и кабинет по проф. консультации и профотбору. Нек-рые ДПА помимо указанных кабинетов имеют также специальные кабинеты по педологической консультации и патронажу и сан.-гиг. кабинет. ДПА имеет штат сестер для обследования «быта детей и подростков и осуществления педологического патронажа. Вся работа по диспансеризации детей и подростков и по врачеб-но-педологическому их обследованию проводится ДПА совместно с врачами ОЗДиП. ДПА организует регулярные конференции врачей ОЗДиП, проводит работу по повышению их квалификации, организует кружки для родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей, кружки по повышению гиг. квалификации педагогов, проводит работу с пионервожатыми и активом комсомола по ознакомлению их с вопросами гигиены и педологии и пр. Таким образом ДПА (или детское отделение диспансерного объединения) является центральным штабом по всей работе ОЗДиП в районе. В наст, время в связи с организацией всего здравоохранения в системе диспансерного объединения при последних организуются детские отделения, к-рые должны взять на себя все функции ДПА. Все леч. оздоровительные и массовые профилак-тич. мероприятия в отношении детей и подростков района, а также вся врачебно-педо-логическая работа концентрируется в общей системе диспансерного объединения в лице его детских отделений. При ДПА (или детских отделениях диспансерного объединения) организуются оздоровительные площадки для детей и подростков, дневные и ночные санатории и диет, столовые, к-рые работают под их непосредственным руководством и наблюдением. В тесной связи работают и все остальные специальные учреждения по ОЗДиП, как-то: психо-неврологический санаторий, детский костнотуберкулезный санаторий, лесные школы (см.), санаторные лагери для рабочих подростков и т. д. В сельских местностях, в колхозах и совхозах имеются пункты ОЗДиП, к-рые представляют собой небольшие ячейки ДПА и выполняют в ограниченном виде основные функции последних. Обычно пункт ОЗДиП состоит из одного врача ОЗДиП и сестры-об-следовательницы. Пункт ОЗДиП объединяет всю работу по ОЗДиП данного участка и является его методическим и организационным центром. Во всей своей работе пункт ОЗДиП тесно связан с районной ДПА и находится под ее методическим руководством. В наст, время сеть пунктов ОЗДиП в колхозах и совхозах еще очень недостаточна и слаба. Часто колхозы и совхозы обслуживаются работниками района путем периодических выездов последних на определенный срок в колхозы и совхозы. В большинстве сельских участков работа по ОЗДиП осуществляется в наст, время участковыми врачами. В последнее время целый ряд учреждений и врачей ОЗДиП краевых и областных центров в порядке шефства проводит систематическую работу пр ОЗДиП в колхозах, совхозах и МТС (машинно-тракторные станции). Все районные ДПА и пункты ОЗДиП объединяются и работают под методическим руководством областных или краевых ДПА или ин-тов ОЗДиП. Последние являются краевым методический! центром всей работы по ОЗДиП в области или крае. В отдельных областях или краях имеются вместо краевых ДПА ин-ты ОЗДиП, выполняющие наряду с научно-практической работой по методическому руководству работой в области ОЗДиП в области и крае (функции краевой ДПА),также и научно-исследовательскую работу применительно к особенностям и нуждам данного края. Научно-исследовательская работа по ОЗДиП развернулась с первых дней организации ОЗДиП и продолжается интенсивно до наст, времени, все более и более расширяясь и углубляясь. Наряду с углубленным изучением материальной среды основными вопросами научного исследования в области ОЗДиП являются проблема детского развития, возрастные психо-физические особенности, вопросы поведения ребенка и влияние отдельных факторов организованного и неорганизованного воздействия среды на это поведение, проблема детского труда, вопросы режима дня, гигиены помещений детуч-реждений, их оборудования, инвентаря, учебных пособий, книги и пр., школьное строительство, психо-физические особенности «трудных» детей, больных, калек и пр. Вся научно-исследовательская работа имеет своей целью обосновать и научно оформить методологию, методику и практику работы врача ОЗДиП во всех ее разделах. — Структура ин-тов ОЗДиП в наст, время в общем однородна и имеет основные отделы: 1) морфол.-физиоло- гический, 2) санитарно-гигиенический, 3) врачебно-педологический, 4) психо-невроло-гический, 5) соц .-гигиенический и организация ОЗДиП. Областные и краевые ДПА и ин-ты являются одновременно методической базой для оперативной работы по ОЗДиП краевых и областных органов здравоохранения. В наст. время в РСФСР имеются следующие институты по ОЗДиП: Центральный ин-т по ОЗДиП ям. десятилетия Октябрьской революции в Москве, ин-т ОЗДиП в Ленинграде, Сев.-Кавказский ин-т ОЗДиП в Ростове, Зап.-Сибирский в Новосибирске и ин-т ОЗДиП в Ниж-нем-Новгороде; на Украине имеются ин-ты ОЗДиП в Харькове, Киеве и Одессе. Вся оперативная работа по ОЗДиП осуществляется через органы здравоохранения, имеющие в своих штатах специальные секторы или отделы по ОЗДиП или же спец. инструкторов по ОЗДиП. На Украине работа по ОЗДиП в аппаратах здравотделов объединяется в едином секторе Охматдета. По материалам пятилетнего плана НКЗдр. РСФСР сеть учреждений по ОЗДиП запроектирована в следующем виде: туберкулезников и-пр.), а также представителей ВЛКСМ, работающих в области ОЗДиП, и представителей рабочих и общественных организаций. Всего за время существования организации ОЗДиП с октября 1917 г. состоялось 8 съездов и конференций. Последняя конференция состоялась в Москве в марте 1931 года. ОЗДиП на Западе. Анализируя мероприятия в области ОЗДиП в буржуазных странах Зап. Европы и Америки, мы наталкиваемся на крайнюю пестроту форм и методов работы не только в международном масштабе, но и в каждой отдельной стране. То, что является для нас непреложным, характерным для практики строительства в любой области (напр. планирование работы), в капиталистических странах отсутствует. Ознакомление с международными отчетами гиг. комиссии Лиги наций в части материалов, освещающих дело ОЗДиП за границей, приводит к убеждению, что и в самой организации, объединяющей среди других отраслей санитарно-профилактической работы и мероприятия в области ОЗДиП, нет и попытки планирования Т а б л. 1. Сеть учреждений 1927/28 г. 1928/29 Г. 1929/30 г. 1931г. 1932 Г. 1933 Г. Вспомогательные койки (дневные и ноч- Койки для физически аномальных детей Санаторная колония для рабочих под- 1 250 1 009 1 483 1 102 1 319 1 239 1 359 1  856 2  128 1  520 2  014 2 139 1 919 2 768 4 610 2  670 3  510 3  950 4  035 3 179 5 450 3  700 4  535 5  950 6  030 7  200 6 750 5 470 9 950 8  850 Санат. лагерь для юных пионеров . . . Таблица показывает значительный рост сети ОЗДиП в сравнении с ныне существующей. Последнее вытекает из необходимости достаточного обслуживания громадных кон-тингентов детей, вовлекаемых в массовую школу в связи с всеобучем, а также большим количеством подростков, вступающих в производственный труд в связи с индустриализацией страны и необходимостью подготовки больших контингентов квалифицированных рабочих кадров.По данным НКП контингенты обслуживания организованного детства выражаются в следующей таблице: Контингенты обслуживания 1930/31 Г. 1931/32 Г. 1932/33 Г. В городе Дошкольники.......... 1  200 000 2  653 050 300 000 1 820 000 7 063 360 274 000 1  850 000 2  873 420 500 000 4 150 000 7 865 800 672 000 250 000 2  200 000 3  106 320 1 000 000 5 800 000 8 800 000 1 050 000 1 095 000 Школы I и II ступени ..... Н а с е л е Дошкольники .......... Школы колхозной молодежи . . Вечерние школы колхозной моло-' Т.о. намечаемый большой рост сети ОЗДиП является еще далеко не достаточным и потребует своего дальнейшего усиленного развития.—Вся работа по ОЗДиП подвергается периодически общественному просмотру и учету на специальных конференциях и съездах -по ОЗДиП. Указанные конференции и съезды созываются из числа практических работников по ОЗДиП (врачей-педиатров, этой работы. Напр. в САСШ, одной из наиболее передовых капиталистических стран, или в Германии почти всюду работа в области ОЗДиП проводится самостоятельно отдельными штатами или муниципалитетами, при наличии слабых попыток со стороны центральных организаций внести единство в формы, содержание и методы работы. Вторая особенность дела ОЗДиП за границей, резко отличающаяся от практики нашей работы,—это буржуазно-классовая сущность всех мероприятий в области ОЗДиП. Обслуживание школ и других детских учреждений за границей по т а б л. 2. характеру работы различно в зависимости от типа учреждений. Учреждения, обслуживающие детей аристократии и буржуазии, имеют великолепное оборудование, прекрасные здания, выстроенные по всем правилам санитарии и гигиены, со специальными площадками и помещениями для гимнастических и спортивных упражнений, и всем этим учреждениям обеспечены помощь и содействие врачей самых разнообразных специальностей. Несмотря на наличие пространных законодательных актов об охране детского труда, несмотря на разветвленную сеть учреждений по охране псих, и физ. здоровья детей все это вместе взятое- не защищает детей от разрушительного влияния капиталистической системы. Массовая безработица, резкое понижение заработной платы, инфляция, повышение цен на продукты первой необходимости—все это в первую очередь отражается на детях проле- тариата и влечет за собой высокую заболеваемость и смертность. В качестве самозащиты буржуазная наука разработала и широко пользуется концепцией, утверждающей, что дети наследуют неполноценные биол. свойства от родителей; отсюда их псих, и физ. неблагополучие. При этом сознательно отбрасывается мысль об ответственности буржуазной капиталистической системы и окружающей социально неблагоприятной среды. Одной из отличительных черт в работе по ОЗДиП в буржуазных странах является филантропический характер многих мероприятий. Наиболее подчеркнутой в этом отношении является работа по ОЗДиП в САСШ. Если в СССР вся система мероприятий по ОЗДиП является самостоятельным разделом работы НКЗдр., то в САСШ эта отрасль работы разбросана по самым различным ведомствам и при этом в различных штатах по разному. С мероприятиями по ОЗДиП можно встретиться в ведомствах органов труда, здравоохранения, просвещения, внутренних дел и пр. При отсутствии единой организации,руководящейвсеми мероприятиями в области ОЗДиП, в САСШ имеется орган идеологического руководства всей работой по охране детства, а именно— Федеральное бюро по охране детства (Department of Labor). Бюро состоит из шести отделов, в том числе отдела гигиены ребенка (помимо отдела охраны материнства и младенчества). Основные задачи отдела гигиены и охраны здоровья детей следующие:изучение влияния условий труда и жизни, изучение здоровья детей, а также изучение их физ. состояния и питания, изучение детской смертности, несчастных случаев и б-ней детей. Отдел концентрирует данные о методах работы и «должен находить лучшие пути и средства, чтобы ребенок был сильным и крепким». Результаты своих исследований он обязан сообщать родителям, педагогам и всем организациям, имеющим отношение к детям. Отдел охраны труда того же бюро также ставит перед собой ряд задач, тесно связанных с работой по охране здоровья детей (изучает труд несовершеннолетних, влияние труда на психо-физиче-ское развитие детей, разрабатывает законодательство о детском труде, о приеме учащихся в различные учебные заведения и на производство в зависимости от псих, и физ. развития). Есть немало штатов, где работа по ОЗДиП носит зачаточный характер. Специальные отделы по 03Д существуют в 46. штатах. Наиболее распространенные учреждения, работающие в области ОЗДиП в САСШ, следующие: поликлиники для детей, леч. школы для физически и психически аномальных детей, школы для т. н. дефективных детей, школьные врачи, сестры социальной помощи. Большая работав соц.-гиг. разрезе проводится в учреждениях, обслуживающих беспризорных детей. Широко распространены в САСШ т. н. бюро обследования, в работе к-рых как правило принимают участие врач-соматик, психиатр, обследователь на дому («социальный работник»).—Наряду с широкой сетью учреждений по ОЗДиП необходимо отметить как одно из противоречий капиталистической системы—широкое распространение телесных наказаний, применяемых в качестве системы, что впрочем характерно и для других буржуазных стран. Не меньшего вни- мания заслуживает законодательство по охране детства, представляющее в общем большой интерес по тщательности разработки. Заботы об охране здоровья детей и развлечениях для них и об охране детского труда входят в законодательство в качестве основных разделов. В частности наказуемо оставление детей без мед. помощи, содержание в нечистоте, продажа детям спиртных напитков, угощение детей табаком, папиросами, прием на работу в производства, вредные для здоровья; запрещается детям и подросткам моложе 18 лет принимать участие в борьбе, боксе и кулачных боях и т. д. Несмотря на наличие хорошо разработанного законодательства редко где можно встретить столь злостную эксплоа-тацию детей, как в САСШ. Армии чистильщиков сапог, газетчиков, рабочих различных производств комплектуются из детей начиная с 7—8 лет. Англия. Работа в области охраны здоровья детей проводится министерством народного просвещения согласованно с министерством здравоохранения. Вся работа, выделенная в особый школьно-медицинский сектор, разбита по округам, число к-рых равно 318 (сельские и городские округа). Основные разделы работы в области (}ЗДиП в Англии следующие: 1) медицинское инспектирование (обследование и сан. надзор) и лечение школьников, 2) организация завтраков в школах, 3) проведение мероприятий в области физкультуры, 4) заботы о «вечернем» отдыхе учащихся (у нас «клубные» дни, организация досуга учащихся), 5) обслуживание детей дошкольного возраста (с 2 до 5 лет ecoles ma-ternelles) и 6) работа по линии т. н. «специальных» школ (школы для физически и психически недостаточных детей). Вся работа в каждом автономном районе направляется специальным школьным врачом. Он же нередко является и сан. врачом (что по мнению автора отчета небесполезно, поскольку помогает установлению связи между органами здравоохранения и народного образования). Надо отметить, что в СССР давно отказались от такого рода «связи», поскольку каждый из участков работы требует особой компетенции; более того: работа в области ОЗДиП в СССР настолько диференцирована, что требует подготовки врачей на специальных факультетах, причем самая работа в зависимости от возраста обслуживаемых детей и от типа педагогических и лечебно-педагогических учреждений проводится специальными врачами (врачи, обслуживающие дошкольные учреждения, школу-семилетку, ФЗУ, врачи психо-неврологи, врачи-физкультур* ники). Школьный врач, руководящий работой в своем округе, руководит работой специалистов и сестер. Вся работа в основном носит профилактический характер. Даются указания в отношении отопления,вентиляции, физ. и псих, здоровья детей, сан.-гиг. просвещения и пр. Школьные власти обеспечивают регулярный надзор за всеми детьми начальной и средней школы. Учащиеся за время пребывания в школе обследуются не менее трех раз: при вступлении в школу, при наступлении восьмилетнего возраста и при наступлении двенадцати лет. Кроме того дети могут быть обследованы в любое время в связи с заявлениями родителей, учащихся, педагогов и школьных сестер. Школьная сестра си- «тематически следит за детьми, в особенности за детьми, требующими специального наблюдения, и следит за выполнением предписаний врача. Если родители не могут ухаживать за детьми, школа оказывает в этом отношении необходимую помощь. В результате обследований проводится ряд лечебно-профилактических мероприятий. Выделяются дети с расстройствами зрения, слуха, речи, с поражением миндалин и зубов и пр. Лечение производится специальными учреждениями, называемыми «школьными клиниками», число к-рых равно 1 500. Там, где нет школьных клиник, лечение проводится в общих госпиталях и леч. учреждениях на основе специальных договоров, заключаемых органами здравоохранения и народного образования. Ежегодно более половины детей, посещающих начальную школу, подвергается регулярному мед. обследованию. Общее количество обследованных в 1927 г. детей составляло 2 686 тысяч (из 4 967 тысяч посещающих школу). Детей, пропускаемых лишь через регулярный осмотр, насчитывается в среднем около 20%, получающих специальное лечение по особым показаниям—30%. Сюда не входят дети, получающие зубную помощь и специальную «профилактическую помощь» в связи с «нечистоплотностью». Две трети обследованных детей нуждаются в зубной помощи. Зубоврачебный персонал, занятый исключительно санацией полости рта, насчитывает 280 работников без совместительства и 1 860 по совместительству. Кроме зубных врачей имеются дантисты. Из них 238 работает без совместительства и 386 по совместительству. Школьных сестер 2 796. Из них занимаются только этой работой 1 252 сестры (упоминая о совместительстве, автор англ. отчета подчеркивает, что все совместители занимаются по совместительству лишь общественной медициной, а не лечебной). Как и в САСШ, работа в школах Англии ведется также и благотворительными организациями. Нередко школьным сестрам помогают районные сестры, находящиеся на слуясбе благотворительных организаций. Особое внимание обращается на полное обслуживание недостатков зрения, носоглотки (аденоиды, гипертрофия миндалин и пр.). Но все же есть немало районов, где эта работа не ведется. Зубоврачебное дело далеко не охватывает всех контингентовдетей. Все приведенные данные характеризуют работу в области 03Д в начальной школе. Аналогичная работа, проводимая органами народного образования во II ступени или в школах повышенного типа, ограничивается лишь мед. обследованием. Лечение факультативно. В основном обслуживание этих школ проводится врачами школ I ступени. Организация «горячих завтраков» входит в компетенцию школьных врачей. Нуждающимся завтраки полагается давать бесплатно. В других случаях родители должны возместить Годы 1925—26 1925—26 Колич. гос. школ Из них с мед. обсл. полностью или частично стоимость завтраков. Количество завтраков, выданное в 1927 г., равно 10 000 000. Стоимость завтрака—3 пенса. По количеству выданных завтраков нередко можно судить о социальных потрясениях в стране. Так напр. во время знаменитой угольной стачки 1926—27 гг. количество выданных завтраков возросло до 70 000 000.—Физкультура, проводимая в начальных школах по шведской системе, возложена на педагогов при врач, контроле со стороны школьных врачей .Boll ступени физкультура проводится специалистами (в школах для девочек—специалистками). Из приведенного обзора видно, что англ. буржуазия затрачивает значительные средства на дело 03 ДиП, но так же как и в САСШ мы сталкиваемся здесь с беспощадной эксплоатацией детей. Безработица в Англии, резко обостренная классовая борьба в первую очередь отражаются на детях. Венгрия. В работе по ОЗДиП в школах Венгрии принимают участие школьные врачи, врачи-специалисты и школьные сестры. Врачи-специалисты также распределены по округам. С каждым из них работает школьная сестра. Школьные врачи ведут только сани-тарно-предупредительную работу и как правило не занимаются лечением (только в исключительных случаях). В задачу врача входит наблюдение за, здоровьем детей в школе и за их физ. и соц. благополучием. Врач составляет на всех детей в школе карточку. При повторных осмотрах особое внимание обращается на детей, нуждающихся в этом. По своей работе школьные врачи отчитываются в специальных месячных и годовых отчетах. Они ведут работу и принимают участие в конференциях с педагогами, выступают среди родителей и учащихся. Школьные сестры помогают врачам в обследовании детей, посе-щенияхнадомуисоставлении индивидуальных карт. Зубоврачебное обслуживание школьников ведется специальной зубоврачебной группой. В 1926 г. школьными врачами проведено 54 738 первичных обследований с заполнением индивидуальной карты (общее количество учащихся в Будапеште 79 800), 20 723 посещений на дому; 10 817 чел. детей отправлено в летние колонии. В школах ведется сан.-просвет. работа. Польша. Дело 03ДиП в Польше сосредоточено в министерстве народного образования. Мед.-сан. обслуживание начальной школы ведется за счет местных бюджетов. Та же работа в школах II ступени финансируется по гос. бюджету. Регулярное обслуживание начальной школы проводится в 168 пунктах (по данным отчета за 1924 г.). В Варшаве один врач обслуживает 2 500 чел. детей. Начальные школы сельских округов посещаются т. н. гиг. функционером (инспектором). Прилагаемая ниже таблица дает представление о количественном охвате школ мероприятиями в области ОЗДиИ. Табл. 3. Колич. Из них с мед. частных] ____обсл. ____ школ абс. о/ Общее количество Проводится мед. обслуживание абс. % 128 267 Школ                    1упени 105 | 82 | 71 i       60 | 84,5 \ 199 165 1 82,9 Школы   II ступени 171 ] 66,3 I 515 |     375 I 72,8 ! 782 I 546 1 69,8 47ft В систему мероприятий по ОЗДиП входят также и школы для детей с пониженным Интел ектом (на 200 коек), 13 школ для отсталых детей (на 2 000 чел. детей), 4 школы для слепых (200 человек), 15 школ для глухонемых (850 чел.), 2 школы на открытом воздухе (Варшава, Закопане). Финляндия. Мероприятия в области ОЗД в Финляндии включены в систему министерства социального обеспечения, где и выделены в качестве самостоятельного раздела работы. Все мероприятия по ОЗДиП вБель-гии сосредоточены в министерстве народного образования, в Г р е ц и и—в министерстве культов и народного образования. Министерством организовано мед .-сан. обслуживание школы во всех больших городах. В средней школе введено преподавание гигиены в качестве обязательного предмета. Как деталь, характерную для Греции, необходимо отметить, что все преподаватели перед началом занятий подвергаются обязательному мед. осмотру. В Литве работа по ОЗД сосредоточена в министерстве народного образования в виде т. н. школьно-санитарной службы. Школы повышенного типа обслуживаются 97 школьными врачами. В Т у р ц"и и в составе министерства народного просвещения выделена дирекция школьной гигиены. Ведется регулярный сан. надзор, введено преподавание гигиены, мед. обследование учащихся. В Чехо-Сло-в а к и и министерство просвещения в лице специальной службы обеспечило мед. обслуживанием начальные школы, организовало 514 учреждений помощи молодежи (колонии, поликлиники), 315 сиротских приютов, 20 приютов для глухонемых, 15 для слепых, 4 для эпилептиков, 21 для отсталых в развитии.—В Югославии министерство культов в лице школьно-гигиенической службы обеспечило школу мед. обслуживанием, причем сюда входит не только обследование и лечение, но и чтение лекций по гигиене. Количество школьных поликлиник весьма ограничено. Организуются поликлиники министерством здравоохранения. Всего их к 1926 г. создано 52. Вся работа школьно-гигиенической службой ведется в следующем разрезе: 1)   систематическое обследование учащихся; 2) лечение б-ных учащихся в госпиталях врачами-специалистами; 3) посылка ослабленных учащихся в колонии и пр.; 4) оказание помощи нуждающимся в питании и одежде; 5) проведение дезинфекции и в случае необходимости назначение душа; 6) консультации и конференции с родителями, педагогами и детьми; 7) сотрудничество с частными об-вами, обслуживающими детство; 8) создание школьных кухонь, летних колоний, школ на открытом воздухе, школьных бань.—-ОЗДиП в Италии и Германии—см. Германия, Италия. Лит.: Бекарюков Д., Основные начала школьной гигиены, 2-е изд., М., 1914 (лит.); Б у р г е р-штейн Л. иНетолицкий А., Руководство по школьной гигиене, ч. 1—2, СПБ, 1914 (лит.); Задачи здравоохранения но оздоровлению детей и подростков, М.—Л., 1931; К у ф а е в В., Охрана детства в САСШ, М.—Л., 1929; Мольков А., Гигиена воспитания, М., 1930; Охрана здоровья детей в школах (Сборник, под ред. Д. Бекарюкова, М.—Л., 1926, лит.); Справочник для врачей по охране здоровья детей и подростков, М.—Л., 1929 (лит.); Школьно-санитарное дело в РСФСР (Сборник в память В. М. Бонч-Бруевич, М., 1919); В an u G., L'hygiene sociale de l'enfance, v. I, P., 1931; Duvernoy M., L'inspection med. des ecoles, P., 1930; Geneviiez et Descomps H., Hygiene scolaire, P., 1931; Handbueh der sozialen Hygiene, brsg. v. A. Gottstein, A. Schlossmann u. L. Teleky, B_ IV—Gesundneitsfursorge, В., 1927; Weyls Handbucb der Hygiene, hrsg. v. A. Gartner, B. VІ—Schulhygiene, Kindersenutz.Lpz., 1912; Rapport sur la protection de la mere, I'bygiene de la premiere enfance et de l'enfance-d'age prescolaire, par le Comite rapporteur de ['Organisation d'hygiene de la Societe des nations, Geneve, 1931; Периодическое издание.—Охрана здоровья детей и подростков, М.—Л., с 1931 (продолжение журнала «Педиатрия»).                         М. Крымко, А. Цейтлин.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ" в других словарях:

  • Охрана здоровья детей и подростков —         в СССР, система государственных и общественных мероприятий, обеспечивающих гармоничное духовное и физическое развитие детей и подростков, предупреждение заболеваний и снижение смертности. Уже в первые дни существования Советской власти по …   Большая советская энциклопедия

  • охрана здоровья детей и подростков — система государственных и общественных медико социальных мероприятий, направленных на укрепление физического развития, предупреждение заболеваний, травм, несчастных случаев и снижение смертности детей (до 14 лет включительно) и подростков (от 15… …   Большой медицинский словарь

  • Охрана материнства и детства —         в СССР система государственных и общественных профилактических и лечебных мероприятий, обеспечивающих антенатальную охрану плода (См. Антенатальная охрана плода), профилактику заболеваний ребёнка, его всестороннее физическое и умственное… …   Большая советская энциклопедия

  • Всемирный день психического здоровья — (на других официальных языках ООН: англ. World Mental Health Day, исп. Día Mundial de la Salud Mental, фр. Journée mondiale de la santé mentale )  памятная дата, 10 октября. Отмечается ежегодно с 1992 года. Установлен по… …   Википедия

  • ОЗДП — охрана здоровья детей и подростков …   Словарь сокращений русского языка

  • ТРУД — ТРУД. Содержание: Общая постановка проблемы...........881 Рационализация труда ............... 893 Рабочее время....................901 Женский труд....................911 Труд несовершеннолетних.............9? в Охрана труда и законодательство о …   Большая медицинская энциклопедия

  • САНИТАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — САНИТАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. С. 3. СССР охватывает совокупность норм и распоряжений, установленных центральными и местными органами власти в рамках их полномочий и направленных к обеспечению наилучших возможных на данном этапе социалистического… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Медицина — I Медицина (латинское medicina, от medicus врачебный, лечебный, medeor лечу, исцеляю)         система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и… …   Большая советская энциклопедия

  • Медицина — I Медицина (латинское medicina, от medicus врачебный, лечебный, medeor лечу, исцеляю)         система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и… …   Большая советская энциклопедия

  • МЕДИЦИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — МЕДИЦИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Содержание: I. Медицинская литература научная....... 54 7 II. Список мед. журналов (1792 1938)...... 562 III. Медицинская литература популярная..... 576 (цветники), лечебники (целебники, врачебники), фармакопеи (аптеки).… …   Большая медицинская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»